logo.png

ASTLab - производитель интерактивных панелей и столов, сенсорных киосков и терминалов, трибунов и платёжных киосков


14.12.2020


Кто еще лишится работы из-за роботов и автоматизации?

Торговые сети открывают магазины без персонала, кафе заменяют официантов роботами, перевозчики отказываются от кондукторов, а таксопарки тестируют беспилотные такси. Следующими в списке оставшихся без работы станут санитары, сиделки, младший медперсонал.

Кафе без официантов

В московских кофейнях «Шоколадница» посетителей начали обслуживать роботы-официанты. Они доставляют заказы с кухни и забирают со столов грязную посуду. Считается, что во время пандемии такой способ обслуживания более безопасен, чем прямые контакты с официантами. Родина этих роботов - Китай, где они уже изрядно потеснили живых официантов.



Магазины без продавцов

В 2021 году «Пятерочка» откроет 50 магазинов без персонала. Сейчас сеть тестирует первый автономный магазин. Ни кассиров, ни очередей. Все, что нужно, чтобы закупиться продуктами - ваш смартфон. Качаем себе на телефон приложение «Пятерочка на лету», открываем, сканируем QR-код у входа и получаем специальный динамический QR-код на телефоне. И всё, мы - в торговом зале.

Этот супермаркет работает по системе «умный дом» на основе интернета вещей. Что это значит, будем разбираться. На службе у этой «Пятерочки» - высокие технологии. Здесь все ориентировано на тех, кто привык к формату онлайн и предпочитает делать покупки на лету. На полках умного магазина - около 900 наименований товаров. Персонала в торговом зале нет. Оказавшись внутри магазина, покупатель выбирает способ оплаты:
- самостоятельная покупка с помощью смартфона,
- или на хорошо знакомых кассах самообслуживания.


Выберем первый способ. Перед тем, как закинуть товары в корзину, мы должны просто отсканировать их телефоном. Например, возьмем помидоры, поднесем штрих-код к камере телефона. Код считывается, и выбранный товар добавляется в виртуальную корзину в приложении «Пятерочка на лету». Если передумали брать томаты, возвращаете их обратно на полку и удаляете из виртуальной корзины. Если что-то пошло не так, в приложении есть чат поддержки и горячая линия для коммуникации с покупателями.

Обмануть умный магазин не получится - на страже искусственный интеллект и компьютерное зрение. То есть, большой брат следит за нами теперь и в магазинах.

Большой брат следит за нами теперь и в магазинах

Как работает эта система? В магазине установлено около 30 видеокамер. Эти камеры подключены к самообучающейся нейронной сети. Фокус сделан на безопасности и анализе покупательского поведения. Человек кладет товар в корзину или возвращает на полку, система фиксирует это. Датчики контролируют вход / выход, освещение, температурный режим в помещении. Наличные и банковскую карту здесь протянуть некому, но платить придется. С помощью того же мобильного приложения деньги с привязанной карты спишутся автоматически, чек придет на электронную почту.

Представим ситуацию: покупатель набрал полную корзину продуктов, а смартфон разрядился. Что делать? Оплатить покупки можно в кассе самообслуживания.

Главное преимущество таких магазинов - скорость совершения покупок, а сейчас, во время пандемии, еще и сокращение контактов. Впрочем, полностью автоматизированые магазины для российской розницы - пока эксперимент. «Пятерочка на лету» сейчас работает только в Новой Москве в пилотном режиме. Если покупатели оценят этот формат, торговая сеть планирует запустить такие и в других районах столицы.

Как работает первый умный магазин «Пятерочка на лету»




Транспорт без кондукторов

Кондукторы уходят в прошлое. Уже во многих городах оплата проезда автоматизирована. Городской транспорт оснащен бесконтактными терминалами, принимающими оплату банковской картой или смартфоном. В Москве и Петербурге такие валидаторы полностью вытеснили кондукторов. Теперь бесконтактная система оплаты распространяется и в регионах. В конце ноября бесконтактные валидаторы начали работать в автобусах Уфы.


Уже через неделю после запуска 75% пассажиров оплачивали проезд бесконтактно. Ранее такой способ оплаты ввели во Владимире и других городах.

Такси без водителей


В июле 2020 года Минтранс России сообщил, что первые беспилотные такси без водителя в салоне могут появиться в Москве уже в 2024 году. Беспилотное такси начали тестировать одновременно «Яндекс» и Сбербанк. В сентябре текущего года оба IT-гиганта объявили о выделении направления беспилотников в отдельные компании (Yandex Self-Driving Group и Sber Automotive Technologies). Если до марта 2020 года тестирование беспилотников было разрешено только в Москве и Татарстане, то с весны испытания можно вести еще в 13 регионах: в Санкт-Петербурге, Московской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Самарской и Новгородской областях, в Чувашии, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, а также в Краснодарском крае.

В «Яндексе» считают, что беспилотные такси станут безопаснее водителей уже через несколько лет. Об этом рассказал управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян на конференции YAC 2020. В этом году в компании разработали новые алгоритмы предсказания поведения, которые помогут обучить беспилотники анализировать поведение водителей и пешеходов на дорогах.

Новые беспилотники «Яндекса» попытаются отнять работу не только у таксистов, но и у курьеров. На этой же конференции обсудили внедрение беспилотных роверов для доставки продуктов. Тестировать их начали еще год назад. Теперь роверы уже выполняют реальные доставки. В Яндексе считают, что спрос на доставку будет расти, и разумнее для таких рутинных задач использовать автономный транспорт.

Роботы вместо медиков

В некоторых странах еще до начала пандемии начали использовать роботов в качестве сиделок и помощников для инвалидов. О таких разработках объявляла, например, Toyota.

С распространением коронавируса применение роботов в медицине стало актуальнее. В некоторых странах им уже поручают проведение массового температурного скрининга, мониторинг состояния пациентов и отслеживание контактов пациентов с Covid-19.

Вот такие автоматические медики работают в Руанде.

Каждый из них может проверять до 150 человек в минуту на наличие симптомов коронавируса, таких как высокая температура и сухой кашель. Кроме этого, они записывают звуковые и визуальные данные о пациентах и уведомляют врачей об обнаруженных отклонениях.

Роботы могут также доставлять лекарства, еду и другие предметы первой необходимости пациентам с Covid-19, заменяя младший медперсонал.

На борьбу с пандемией в мире брошено более 90 000 медицинских работников. Роботы помогут ограничить их физические контакты с пациентами и освободят медиков от тяжелой рутинной работы.

Пока человечество не справится с коронавирусом в медицине работы хватит и людям, и роботам. А дальше младшему медперсоналу придется задуматься о переквалификации.

Источник информации: https://zen.yandex.ru/media/id/5c17812de2f26100aaeae5b8/magaziny-bez-prodavcov-kafe-bez-oficiantov-t...




Возврат к списку



Похожие статьи: